>> Блог

Маяковский и Родченко: идеальный агитационный плакат

Александр Родченко и Владимир Маяковский
Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) – яркая фигура русской культуры XX века. Активный участник русского Авангарда. Маяковский много экспериментировал: будь то поэзия, визуальное искусство или киносценарии.
Юный Маяковский любил шокировать публику, таким образом привлекая внимание не только к своей личности, но и к новому, совершенно революционному подходу в искусстве.

Футурист-революционер сотрудничал со многими дизайнерами, художниками, однако совместная работа с Александром Родченко стала особенной.


Александр Родченко
Знакомство поэта и художника состоялось на открытии Государственной выставки в 1920 году. В результате завязалось многолетнее сотрудничество, которое длилось вплоть до самой смерти Владимира Маяковского.
Александр Михайлович Родченко (1891-1956) – один из основоположников конструктивизма. Талантливый живописец, плакатист, скульптор, фотограф. Во многих работах Александр использовал технику фотомонтажа.
Александр Родченко
Родченко вспоминал о Маяковском так:
Где бы он ни был, в учреждениях, издательствах, редакциях, он всегда тянул товарищей работать. Он считал ― где он работал, там должны работать все лефовцы. Он никогда не изменял нашим вкусам. Мы могли спорить, ругаться, но все равно работали вместе.
Владимир Маяковский
Проведение новой экономической политики (НЭП) повлияло на развитие торговли. В то время государственные предприятия стали самостоятельными юридическими лицами. Для привлечения покупателей в государственные магазины, необходима была реклама.

Рекламные плакаты Родченко-Маяковского должны были сформировать у населения убеждение, что «советское» лучше любого другого товара.

Советские плакаты стали мощным инструментом агитации и пропаганды. Реклама напрямую влияла на мировоззрение людей, ведь она была повсюду: на улицах, в государственных учреждениях, даже на упаковках продуктов.
Плодотворное сотрудничество в 1923-1925 годах привело к появлению марки «Реклам-конструктор: Маяковский – Родченко».
Совместная работа Маяковского и Родченко
Поэт придумывал запоминающийся текст, используя звучные, часто «громкие» выражения, и обязательно сопровождал их собственными эскизами, как он говорил, «для ясности».

Александр Родченко находил подходящую форму выражения – создавал эскизы плакатов, ловко придумывал запоминающиеся и яркие способы оформления.

Влияние работ Александра Родченко чувствуется и в настоящее время – в рекламе часто мелькают простые геометрические формы, используется контрастные цвета (красный, синий, белый, чёрный).
Эскиз рекламной вывески «Нами оставляются от старого мира только папиросы "Ира"» 1923
Самой известной рекламной кампанией стал «МОССЕЛЬПРОМ». Двустишье «Нигде кроме, как в Моссельпроме» сопровождал каждый плакат, посвящённый рекламе организации.

МОССЕЛЬПРОМ («Московское губернское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности») был создан в 1922 году. Национализированные предприятия, которые были объединены в МОССЕЛЬПРОМЕ, требовали активной рекламы и формированию положительного образа у советского народа.


Владимир Маяковский прекрасно понимал суть рекламы:
Реклама ― это имя вещи. Как хороший художник создает себе имя, так создает себе имя и вещь. Увидев на обложке журнала "знаменитое" имя, останавливаются купить. Будь та же вещь без фамилии на обложке, сотни рассеянных просто прошли бы мимо.Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи.
В.В. Маяковский «Агитация и реклама»
Сотрудничество Родченко и Маяковского — один из самых ярких примеров синтеза искусства и коммерции в истории русского авангарда. Их проект «Реклам-конструктор» выходил за рамки обычной рекламы, превращая каждое объявление в лаконичное и мощное высказывание.

Родченко, с его смелыми графическими решениями, и Маяковский, с его меткими и запоминающимися фразами, создали новый язык визуальной коммуникации. Они доказали, что реклама может быть не просто инструментом продаж, а самостоятельным искусством, способным влиять на эстетику эпохи.

Их работы остаются актуальными и сегодня — как доказательство того, что настоящий творческий прорыв рождается на стыке таланта, новаторства и понимания запросов времени.

Автор: Бондарь Анастасия