Малевичу не досталось ни высокое происхождение, ни престижное образование, как, впрочем, и первенство в скандальной славе футуристов осталось за другими авангардистами. Между тем именно он воздвиг один из краеугольных камней нового искусства не только в России, но и в мировом масштабе. Благодаря визионерскому взгляду на художественную традицию и удивительной способности превращать творчество в живой процесс непрерывного исследования Малевич создал собственное направление беспредметной живописи – супрематизм, а также сплотил вокруг себя единомышленников и учеников. Его отношения с Ларионовым, Татлиным, Матюшиным, Маяковским и другими лидерами авангарда проходили периоды дружбы и открытой неприязни. Шагал, пригласивший Малевича преподавать в Витебске, оказался в ситуации сложного выбора и в итоге покинул Россию. На лекции речь пойдет о том, как проходила насыщенная творческая эволюция мастера и обстоятельствах, повлиявших на нее. О его стремлении открыть первоосновы живописи и достичь истинного живописного реализма. Слушатели узнают, почему Малевич считал, что новое искусство станет моделью для полного переустройства жизни, сколько раз и зачем он написал свое главное произведение «Черный квадрат», каковы были задачи созданного им объединения Уновис и как супрематическая живопись должна была стать архитектурой.
О лекторе:
Александра Кремер – искусствовед, куратор, специалист по русскому авангарду, преподаватель ГИТИС, НИУ ВШЭ. Куратор Галереи на Шаболовке. Являлся сокуратором Центра авангарда Еврейского музея. Автор и руководитель кураторской школы Avant-Garde LAB. Реализовал проекты с рядом региональных музеев, включая Музей “Новый иерусалим” и Серпуховский историко-художественный музей. Участвовал в создании издательского и культурного проекта “Энциклопедия русского авангарда”. Советник ректора ГИТИС по выставочной деятельности.
Лекция «Михаил Матюшин и Елена Гуро. Обнимая природу»
800 р.
Творческая пара Михаила Матюшина и Елены Гуро не так широко известна, как дуэт Ларионова и Гончаровой или Родченко и Степановой. Однако именно они создали так называемое «органическое направление» русского авангарда, ставшее альтернативой искусству, вдохновлённому научно-техническим прогрессом.
На лекции вы узнаете:
Как Михаил Матюшин стал одним из пионеров реди-мейда?
Что объединяло творческий союз Матюшина и Гуро, и как их идеи повлияли на искусство русского авангарда?
Почему Елена Гуро любила общаться с деревьями и воспринимала природу особым образом?
Что представляет собой «Справочник по цвету» Матюшина, и почему его идеи актуальны для современных художников?
Что такое «органическое искусство», и как художники исследовали ритмы природы и тайны человеческого зрения?
Лекция пройдёт в рамках авторского курса Александра Кремера «Столпы авангарда».