>> Блог

Видеть звуки и слышать цвета: что такое синестезия?

Какой вкус у лимона: медленный или быстрый? Большинство людей, скорее всего, согласится с тем, что у лимона вкус быстрый, так как он яркий и ощущается сразу. Наша интуитивная способность связывать одни сенсорные ощущения с другими называется «синестезией». От греческого syn – «объединение» и aisthesis – «ощущение».

Восприятие человека полимодально: каждый может в одно и то же время слышать звук, видеть какой-то цвет, что-то трогать и пробовать на вкус. Следовательно, в той или иной степени все люди обладают синестезией. Однако полная синестезия встречается довольно редко. По разным данным: от одного из 250 человек до одного из 100 000 человек.


а всю историю изучения синестезии это явление исследовали с разных сторон. Учёные Д. Левкович и Г. Туркевич доказали, что уже в младенческом возрасте человек способен соотносить сенсорные стимулы между собой. Так происходит нормальное целостное восприятие мира.

Другое дело – сильная или полная синестезия. Существует гипотеза, что эта способность передаётся только по наследству. Отличный пример – семья Набоковых. Ещё в детстве, играя с мамой в кубики, будущий известный писатель заметил, что буквы на них окрашены не тем цветом. Выяснилось, что мать была солидарна с Набоковым и для неё буквы тоже имели другой цвет.

Свою способность литератор не раз использовал в творчестве. Мы можем охарактеризовать язык его произведений как богатый метафорами. В то же время пары слов, относящихся к разным модальностям, например, «бархатный голос», «яркий звук», может составить и человек со слабой синестезией.
Так в чём принципиальное отличие слабой синестезии от сильной? Исследования подобного рода – это область работы нейронауки. Существует много подходов и методов изучения мозговой активности, способных проследить путь возникновения реакции и её скорость. Чаще всего, у истинных синестетиков ощущения непроизвольны и поэтому возникают быстрее. Кроме того, они стабильны на протяжении длительного времени. Если провести проверку через месяц или год, ассоциация синестетика не изменится, в отличие от реакции обычного человека.
Василий Кандинский
Синестезией обладало много творческих личностей. Наиболее распространенное явление – «цветной слух». Например, художник Василий Кандинский слышал музыку, когда видел цвет и наоборот. Будущий основоположник абстракции родился в Москве в 1866 году и с детства был буквально окружен цветом. Позже, в своих воспоминаниях он не раз отмечал роль визуального облика города в духовном и творческом становлении:
Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва — мой живописный камертон.
Хотя скептики долго спорили о легитимности синестезии Кандинского (как и о существовании самой синестезии), она, по-видимому, сыграла важную роль в его жизни и творчестве. Однажды он описал своё открытие этого феномена – то, что произошло во время исполнения «Лоэнгрина» Вагнера:
…мысленно я видел все мои краски, они стояли у меня перед глазами. Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной.
В дальнейшем Кандинский и вовсе сравнивал процесс живописи с оркестровкой музыкальной композиции.
Василий Кандинский «Композиция VIII»
Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу.
Василий Кандинский видел в цвете больше, чем обычный человек. Для него цвет был не качеством объекта или простым прилагательным, но имел свою глубину и задачу. В программному труде художника «О духовном в искусстве» приводится целая теория цветов. Кандинский верил в духовное начало искусства, поэтому у цвета, согласно его теории, было два уровня воздействия на человека: внешний, эстетический и внутренний, духовный.

Возможно, именно синестезия помогла Кандинскому перейти от фигуративной живописи к абстракции. В беспредметной живописи художник видел не только картину, но откровение, главной целью которого было обращение к душе воспринимающего. Смотря работы Кандинского, нужно понимать, что все цветовые комбинации в них неслучайны. Для восприятия таких картин необязательно обладать сильной синестезией, достаточно довериться своим ассоциациям.

Работа Василия Кандинского