С 3 октября по 24 ноября 2024 года в Галерее на Шаболовке Объединения «Выставочные залы Москвы» пройдёт выставка «Музыка будущего», которая объединит работы современных дизайнеров в сфере печатного плаката. Основными темами графических композиций стали авангардная музыка и звук.
Авангардное искусство 1910-20-х годов охватывало различные сферы творчества. Художников, композиторов, режиссёров интересовали новые возможности музыки и звука как такового. Для футуристической оперы «Победа над солнцем» Матюшин написал партитуру, бросившую вызов представлениям о музыкальном произведении. Эксперименты со звуком и структурой музыкальной композиции проходили в русле идей о преодолении границ искусства. Их квинтэссенция – «Симфония гудков» Арсения Авраамова, исполненная в 1922 и 1923 году в Баку и Москве. В качестве оркестра выступал город, а роль инструментов исполняли гудки заводов, залпы орудий, моторы гидропланов.
Параллельно развивалось и искусство плаката. Стремясь сделать искусство доступным массам, художники-новаторы направляли свои усилия в такие прикладные сферы как графический дизайн, реклама, производство одежды, тканей, предметов быта, оформление общественных пространств и зрелищ. Плакат имел особое значение, так как мог печататься многотысячными тиражами и охватывать самую широкую аудиторию.
Огромный художественный потенциал плаката открыло сотрудничество Александра Родченко и Владимира Маяковского, назвавших свой тандем «Реклам-конструктор: Маяковский – Родченко» и создавших ярчайшие образы плакатов «Моссельпрома», «Резинотреста», «Мосполиграфа» и «Добролета» в 1923-25 годах. Художественные идеи, разработанные авангардистами, продолжают развиваться и в творчестве современных художников.
На выставке представлены работы дизайнеров-графиков в сфере печатного плаката в рамках Глобальной биеннале «Золотая пчела». Отобранные работы в номинации «Музыка будущего» обращаются к темам авангардной музыки и звука, выраженным языком плаката. Более 100 лет назад новаторы создавали музыку для индустрии, города и нового человека. Но как звучит будущее сегодня? Возможно, через видение авторов работ его удастся услышать в современной цифровой реальности, положенной в аналоговую плоскость графической композиции.