Авангардное искусство 1910-20-х годов чутко реагировало на научные и социальные открытия своего времени, размышляя над природой искусства, человека и мира. Одно из важных направлений развивал Михаил Матюшин – вместе с Еленой Гуро, а позднее и с учениками, он исследовал природные формы и закономерности, особенности человеческого зрения, создавал художественный инструментарий для понимания природы формы и цвета. Эти новации, в числе которых «Справочник по цвету», до сих пор исследуются и развиваются в контексте современного искусства.
Выставка посвящена природе отношений человека со своей жизненной средой, переосмыслению природы как творческого начала, природным формам и открытиям, состоявшимся благодаря их изучению, природным пространствам, а также сосуществованию человека с ними и в них, природным материалам, исследованию природных процессов и природы их восприятия человеком.