Главным делом всей жизни Г. Гидони (1895–1937) стало пропагандируемое им новое Искусство света и цвета, которое он характеризовал как «Искусство образа, очищенного от “темы”, “литературы” <…>; искусство, развивающееся подобно музыке во времени, в пространстве, владеющее тончайшим “пигментным” веществом: электричеством; искусство, освобождающее свет и цвет от оков формы». Работа велась художником как в теоретическом, так и в практическом направлениях: Гидони писал статьи и книги, читал доклады, пытался организовать Институт изучения света и краски при Академии наук СССР; получал патенты на изобретения; публиковал светоцветовые аранжировки; демонстрировал свои работы публике; создал модель Светопамятника с действующим внутри него светооркестром и т. д. Концепция Искусства света и цвета формировалась в его творчестве постепенно. В целом он прошел путь от ранних опытов создания световых декораций (1920), через изобретение светооркестра и попытки осмысления «светокрасочности как особого вида искусства» (1925) к обоснованию нового «Искусства света и цвета» (1928–1930), ведущими направлениями которого стали светотеатр, светоархитектура, светомузыка, светодекламация, светохореография.