Поговорка «утром в газете – вечером в куплете» отражает вполне реальный процесс реагирования некоторых фольклорных жанров на происходящие исторические изменения и знаковые события в жизни страны. Помимо песен к «быстрым» жанрам относятся частушки и анекдоты.
Советское государство с первых лет своего существования внимательно следило за тем, что поет и рассказывает новый советский человек, считая фольклорные тексты, с одной стороны, орудием идеологической борьбы, а с другой – опасным инструментом пропаганды буржуазных ценностей и установок.
В лекции речь пойдет о двух направлениях фольклорного творчества: тексты, запрос на которые исходил от государства и им контролировался, и произведения, которые рождались (или продолжали успешно существовать) внизу, в «массах».
Какие темы нового быта отражались в песнях, анекдотах и частушках? Как менялся репертуар на протяжении 1920-х годов?
О чем пелось в идеологически правильных песнях, с чем и как боролась Ассоциация пролетарских музыкантов?
Почему песни, анекдоты и частушки стали теми жанрами, за которые уже в конце 1920-х арестовывали по контрреволюционной статье 58.10?