Мейерхольд, задумывая амбициозную программу по переустройству театра, нуждался в новых актерах, искусно владеющих словом, голосом, телом. Как пример максимальной выразительности он указывал на куклу би-ба-бо. Надетая на пальцы рук, кукла при одной и той же застывшей мимике маски может показать и радость, выраженную распростёртыми руками, и печаль в опущенной голове и гордость в закинутой назад голове.
Разрабатывая систему театральных упражнений, «тренаж специфический», режиссер хотел добиться от актера математической точности и выверенности движений, но не превратить актера в марионетку, как многие считали тогда, а раскрыть перед ним новые художественные горизонты. Мейерхольда влекла не театральная кукла сама по себе, а тайна заложенная в ней: как кукла, управляемая скрытой в ней человеческой рукой, может выполнять различные движения, оставаясь при этом самостоятельной и живой? Подобно кукле, играющей на сцене и в каждый момент осознающей свою «кукольность», великий мастер хотел добиться этого умения «самозеркалить» и от актера.
Экспозиция выставки выстраивается как художественно-исследовательская «лаборатория кукольного жанра», где в контексте биомеханических исканий Мейерхольда на материалах Музея Театра кукол им. С.В. Образцова демонстрируются в исторической ретроспективе новаторские искания, открытия, художественные и технические прорывы в области изготовления кукол, модификации систем управления, механики, используемых новых синтетических материалов, взаимодействия куклы и актера на сцене.
Среди экспонатов – деревянный Буратино, изготовленный для съемок фильма «Золотой ключик» (1939), кукла би-ба-бо, портрет Мейерхольда с дарственной надписью Сергею Образцову, перчаточные и тростевые куклы 1930-40-х годов из коллекции Музея театра кукол им.С.В. Образцова, чертежи изобретателя биомеханической куклы Виктора Швембергера (1934), Бориса Тузлукова, Валентина Андриевича, эскизы и куклы современных художников Елены Луценко, Виктора Никоненко, Виктора Антонова. В экспозицию войдут предоставленные Театральным музеем им. А.А. Бахрушина уникальные кадры кинохроники и фотографии конца 1920-х годов, на которых ученики Мейерхольда демонстрируют биомеханические этюды, а также книга о кукольниках, привезенная из Праги Мейерхольдом Сергею Образцову из фондов редкой книги Центральной научной библиотеки СТД.
В рамках выставки пройдут кураторские экскурсии, лекции о театральных исканиях Всеволода Мейерхольда и Сергея Образцова, просмотры фильмов и видеозаписей спектаклей из золотого фонда Театра кукол им. С.В. Образцова, мастер-классы с куклами и встречи с актерами театра.