Главная идея выставки – на основе работ из семейной коллекции показать неординарный путь развития художника, выработавшего узнаваемый подход в живописи и сохранившего независимость взгляда на искусство несмотря на обстоятельства своего времени.
В начале 1920-х годов появилось новое поколение молодых советских художников, которые искали свой творческий путь. В отличие от своих учителей, признанных мастеров авангарда и почитаемых мэтров реализма, эти художники сейчас остаются в тени из-за ряда исторических причин.
Антон Чирков – один из ярких представителей этого поколения. Родившись в 1902 году в семье сельского священника в селе Напольный Вьяс Пензенской губернии, Чирков настойчиво следовал за своими художественными интересами, проявившимися еще в 7-летнем возрасте. В 1920 году поступил в Пензенское художественное училище, а в 1922 переехал в Москву, где поступил во ВХУТЕМАС и учился у Н.И. Шестакова, И.И. Машкова, А.А. Осмеркина. В 1927 с отличием окончил живописный факультет ВХУТЕМАСа, начал преподавать в Московском областном училище Памяти 1905 года.
Особенность творчества Антона Чиркова заключается в многообразии сюжетов и одновременно последовательном развитии собственного художественного языка. Исследователи образно сравнивают его с Ван Гогом, отмечают значительное влияние Сезанна и интерес к русской классической живописи. При этом художник побывал в ряде творческих командировок – в Армении, Мурманске, Средней Азии. Там Чирков создал экспрессивные, насыщенные живым эмоциональным опытом работы. Особое место в его творчестве занимал религиозный сюжет. Для Чиркова, как верующего человека, было важно не отстранённое изучение темы религии, а сущностный поиск ответов на сакральные вопросы.
На выставке будут представлены живописные работы Антона Чиркова, созданные в 1920-1940-е годы. Произведения, которые увидят посетители, выполнены в разных техниках: акварель, масло, гуашь. Картины, представленные на выставке, демонстрируют всё разнообразие творческих методов художника, а также мастерство работы со светом, изящность мазка и необычность ракурсов.
.